Креативность – 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное мышление
В принципе, существует два типа мышления или деятельности по решению проблем. Это конвергентное и дивергентное мышление.
1. Конвергентное мышление:
Она состоит из тех способностей, которые помогли человеку найти правильное решение в проблеме, у которой было одно правильное решение. Например, хорошая память, логические способности и т.д. Она также состоит из механизмов мышления, которые помогают человеку получить хорошее определение проблемы, когда проблема сложная или расплывчатая, глубоко проанализировать проблему, выбрать решение (или метод получения решения) из многих, которые могут быть доступны, собрать решение воедино (т. Е. синтезировать решение), усовершенствовать решение и сделать его эффективным. поделки
Это рациональное мышление. При таком мышлении информация дает один правильный ответ или признанный лучший или общепринятый ответ. Также требуется разобраться в неясной проблеме. Категоризация, логическое мышление, анализ, сравнение, оценка являются критическими факторами на этом этапе решения проблем.
В процессе решения проблем “Проблемы таковы, что существует только один правильный ответ или, в лучшем случае, несколько правильных ответов, и эти ответы можно легко отличить от множества неправильных. Кроме того, учитывая проблему, любой, кто знает основные логические, математические операции или операции с памятью, может получить правильный ответ ”.
Механизм конвергентного мышления:
(i) Механизм разъяснения:
Проблема - это неудовлетворенная цель или нежелательный эффект, часто сопровождающийся недостаточной информацией о том, что не так, почему это неправильно, как это исправить и / или что представляет собой правильное решение проблемы.
Она включает в себя такие этапы, как:
(а) Вербализация проблемы,
(b) Перечисление компонентов проблемы,
(c) Аналогии и сравнения.
(ii) Аналитический механизм:
Это включает в себя несколько взаимосвязанных процессов прояснения:
(а) Разбиение проблемы на ее компоненты (разложение проблемы на множители),
(b) поиск взаимосвязей между компонентами,
(c) Определение компонентов проблемы в более абстрактных формах,
(d) Определение проблем, переменных ограничений,
(e) наложение ограничений на проблему, таких как допущения, установление критериев оценки,
(f) определение стоимости или выбор путем сравнения и оценки альтернатив,
(g) Работа в обратном направлении от решения к текущей ситуации,
(h) Построение модели проблемной ситуации и манипулирование ее компонентами для просмотра альтернативных результатов.
(iii) Механизм содействия синтезу:
В нем рассматриваются различные точки зрения или различные части сложной ситуации в форме кратких заметок, которые обычно запускают акт синтеза. Синтез - это акт видения закономерности между компонентами, целого в частях, единства в разнообразии. Механизм, который помогает синтезу после завершения анализа, - это агрегирование.
Некоторые из факторов также помогают в акте синтеза:
а) Инкубация,
(b) непоследовательные или экстремальные элементы и
(c) Общая модель.
(iv) Механизм оптимизации:
Оптимизация - это процесс совершенствования решения до тех пор, пока оно не станет приемлемого качества.
Она включает в себя ряд механизмов, таких как:
(а) Замена частей,
(b) Добавление компонентов,
(c) Удаление ненужных ингредиентов,
(d) модификация элементов,
(e) изменение отношений между компонентами,
(f) формализация критериев для оценки потенциальных решений.
2. Дивергентное мышление:
Это образная фаза творческого мышления. По словам Гилфорда, “Уникальная особенность дивергентного производства заключается в том, что вырабатывается множество ответов. Продукт не полностью определяется предоставленной информацией … Дивергентное мышление… вступает в игру всякий раз, когда используется метод проб и ошибок…
“Далее, при операциях с дивергентным мышлением мы мыслим в разных направлениях, иногда в поиске, иногда в стремлении к разнообразию”. На самом деле, дивергентное мышление является основной характеристикой творческого мышления. “Дивергентное мышление предпринимает поиск решений, которые могут включать существенные отклонения от проторенной дорожки. Она включает в себя использование подходов или перспектив, которые могут быть необычными, что часто приводит к разнообразным решениям. Некоторые из которых могут быть совершенно новыми ”.
Механизмы дивергентного мышления:
(i) разработка рабочего определения проблемы.
(ii) Формулирование целей и процедур и т.д.
(iii) Использование ассоциативного мышления для разработки все большего числа альтернатив.
(iv) Переосмысление ограничений, помогающее в процессе реструктуризации исходных проблем.
(v) Оценка возможного решения, чтобы сделать возможным дальнейший поиск.
(vi) Настройка разума на синтез воображаемых решений.
(vii) Запуск мозгового штурма для выработки нетрадиционных альтернатив или решений.
(viii) Поиск решений для противодействия использованию традиционно продвинутых альтернатив.
(ix) Переоценка основных допущений, необходимых для текущих подходов.
(x) Поощрение или облегчение процесса представления о далеко идущих возможностях путем искажения или избегания проблемных ограничений.
(xi) Оценка негативных последствий отсутствия решений и прилагаемые усилия для выработки решений проблемы.
(xii) Поиск интересных отдаленных аналогий с проблемными ситуациями и исследование их механики.
(xiii) Отвлечение внимания от образа мыслей или навязчивых идей, отслеживание побочных эффектов.